Menu

КАКАЯ СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА

Миссис Хиггинс в исполнении заслуженной артистки России Ольги Прокофьевой, как всегда, станет еще одним подарком для зрителей

 

Насколько по-новому нужно разгадать эту пьесу, которая с огромным успехом шла в театрах мира, по ней поставили блистательные мюзиклы, сняли не один нашумевший фильм с мировыми звездами, чтобы взяться за её очередную постановку.

На этот раз в театре им. Вл. Маяковского народный артист России режиссер Леонид Хейфец предлагает свою версию постановки. … Перед нами туманный вечерний Лондон с вечными гудками автомобилей, идет дождь, дамы в вечерних нарядах, ожидающие такси, нищая уличная цветочница торгует фиалками и общается на нелепом жаргоне, который выдает в ней неотесанную простолюдинку.

Дальше —  история почти про Золушку, но вместо свадьбы с принцем её ждет другая судьба, которой она распорядится сама. Вы, наверняка догадались, что речь идет о знаменитой пьесе английского драматурга ирландского происхождения Бернарда Шоу «Пигмалион», который, кстати, в английском театре по популярности стоит после Шекспира.

Действительно, как можно сказать со сцены что-то новое в «Пигмалионе», который пережил сотни постановок с участием мировых звезд театра и кино? Оказывается можно, если подобрать ключ к современному его воплощению на сцене. Те же дамы из высшего света, имеющие представление о реальной жизни лишь понаслышке.

Профессор, не замечающий вокруг ничего кроме своих научных исследований. Полковник — образцовый армеец, вхожий в высшее общество нуворишей. Торговка-цветочница и её отец, перебивающиеся с хлеба на воду. Эти социальные слои вряд ли когда-нибудь пересекутся.

Но судьба дает уличной девчонке шанс попасть в высшее общество, и она прилагает все силы, чтобы его не упустить. Не знакомая ли картина современной России с её социальным расслоением и страстным желанием низших слоев проложить себе дорогу к вершинам благополучия?

Сюжет «Пигмалиона» — о чудесном превращении бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл в прекрасную светскую даму благодаря таланту и стараниям профессора фонетики Генри Хиггинса. В его основе — античный миф о прекрасной Галатее, которую скульптор Пигмалион создал из груды камней. Профессор Генри Хиггинс — выдающийся лингвист, преподаватель фонетики и весьма высокомерный и раздражительный человек считает, что произношение и акцент определяют место человека в обществе.

Чтобы доказать свою точку зрения, он заключает пари с полковником Пикерингом о том, что научит обычную цветочницу из трущоб говорить так грамотно, что высшее общество примет её за свою. Элиза переезжает в дом Хиггинса и начинает обучение. Она хочет научиться разговаривать так, чтобы её взяли на работу в цветочный магазин. «Какая сегодня хорошая погода» — это фонетическое упражнение приходится повторять каждый урок. Но  Элизу обучали «как говорить», но упустили из виду «что говорить».

Это разоблачает девушку в высшем свете. Дальше события развиваются весьма непредсказуемо… Б. Шоу написал эту пьесу за четыре месяца – в марте-июне 1912 года. Роль Элизы была написана для известной актрисы Стелы Патрик Кэмпбелл, но из-за театральных интриг английская премьера была надолго отложена. Первая постановка «Пигмалиона» состоялась в венском Бургтеатре 16 октября 1913 года, потом её представили американской публике, а затем в апреле 1914 года – в лондонском Театре Её Величества.

Пьеса имела огромный успех, в Лондоне прошло 118 её представлений. В том же году «Пигмалион» был поставлен в Санкт-Петербурге. В Москве пьеса шла с 1914 года вначале в Московском драматическом театре Суходольских, в 1925 году пьесу на долгие годы включил в репертуар Малый театр, потом она ставилась во многих российских театрах, среди исполнителей главных ролей были Д. Зеркалова, В. Гафт, А. Фрейндлих и другие. Всемирную известность пьесе принесла бродвейская премьера мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» в 1956 году, билеты на который раскупались за полгода.

В 1964 году американский режиссер Дж. Кьюкор снял фильм по «Пигмалиону» Б. Шоу на музыку  Ф. Лоу с участием Одри Хепберн, который был удостоен премий «Оскар», «Золотой глобус» и Британской академии кино и телевизионных искусств. Б. Шоу в своей пьесе стремился показать, что никакой непроходимой пропасти между «низшими» и «высшими» классами не существует. Они различаются лишь одеждой, произношением, манерами и образованием, — считал он, — но эти социальные пропасти могут и должны быть преодолены.

«Пигмалион» — это насмешка над поклонниками «голубой крови», — писал он. «Когда недавно я вновь перечитал эту пьесу, то поразился тому, насколько она современна, насколько глубоко и серьезно понимание автором, прежде всего, человека, человеческого достоинства, борьбы за достоинство», — рассказал режиссер Леонид Хейфец. — Я никогда в своей жизни не брался ни за что, если не понимал, что пьеса современна, что она  связана с моей собственной жизнью». Режиссер не воспринимает Шоу как драматурга легкого жанра, да и сам автор никогда не называл пьесу «Пигмалион» комедией.

Этим жанром пьесу наградили впервые в России, где было много различных комедийных антреприз. «На самом деле эта пьеса говорит о серьезных вещах. О том, что есть внешняя жизнь, которая кажется ослепительной и прекрасной, а на самом деле за этим пустота. Люди, которые изумительно изъясняются на английском, французском, русском языках могут оказаться мерзавцами, а у тех, кто не умеет грамотно говорить, оказываются такие душевные качества, что век не найдешь…», — считает режиссер.

«Пигмалион» — одна из самых известных и остроумных пьес Б. Шоу с искрометной сатирой и поэтической красотой о превращении простушки Элизы Дулитл (Наталья Палагушкина) в изысканную светскую даму под чутким руководством лондонского профессора фонетики Генри Хигинса (Игорь Костолевский), его мамы (Ольга Прокофьева) и полковника Пикеринга (Анатолий Лобоцкий). Подобранный актерский состав — явная заслуга режиссера спектакля. Каждый из исполнителей здесь настолько индивидуален, что сравнение с другими актерами становится излишним.

Элиза Дулитл на сцене Маяковки в своем роде неповторима – такими необразованными простушками сегодня полнится Россия: их можно увидеть на любом рынке, в дешевых кафе, барах, в поисках работы обслугой. Представить в этом образе на этой сцене Одри Хепбёрн было бы не столько сложно, сколь далека она была бы от российской современной действительности. Так что, раскрыть образ современной российской простолюдинки с говором из трущоб актрисе Наталье Палагушкиной явно удалось — она вполне узнаваема и органична. Генри Хигинс в исполнении народного артиста России Игоря Костолевского представил нам своего профессора — увлеченного профессией, азартного, высокомерного, капризного, и, в то же время, весьма ранимого и сомневающегося.

Его интересный, запоминающийся Хиггинс наверняка войдет в богатую историю «Пигмалиона». Миссис Хиггинс в исполнении заслуженной артистки России Ольги Прокофьевой, как всегда, станет еще одним подарком для зрителей, насколько он выписан в каждой фразе, каждом движении, каждом повороте головы актрисы. В ней мы видим истинную изысканную даму высшего света, в интеллекте и манерах которой сомневаться не приходится. Народный артист России Анатолий Лобоцкий так рассказал о своей роли: «Каждое соприкосновение в театре с классической драматургией всегда прекрасно, здорово, интересно и всегда полезно, потому, что это входит в обязательный тренинг артиста».

Художник Владимир Арефьев представил на сцене своего «Пигмалиона», где кабинет профессора фонетики — уникальная лаборатория по извлечению звука, а лондонский туман обволакивает не только улицы и дома города, но в чем-то и сознание его обитателей, которые пытаются отыскать смысл жизни, но часто так и не находят  на то ответа. Спектакль —  не столько прекрасная сказка о простушке-цветочнице, превратившейся в светскую даму, сколько о поиске своего места в жизни.

Источник

Наверх

Контакты

По вопросам организации гастролей и работы ведущей

пишите на  work@prokofievaolga.ru

Актерское агентство "АРТКит"

+7 (916) 061 39 74 - Павел
+7 (985) 769 06 23 - Мария
+7 (964) 775 27 86 - Юлия